Советы музыкального руководителя Детский сад №15 Московского района г. Санкт-Петербурга

Иванова Ольга Игоревна, музыкальный руководитель групп общеразвивающей направленности

Рабочая программа по музыкальному развитию в группах общеразвивающей направленности составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей раннего возраста,  младшей группы, средней группы и старше-подготовительной группы в 2022-2023 учебном году.

Соронина Александра Вячеславовна, музыкальный руководитель групп компенсирующей направленности

Рабочая программа музыкального руководителя групп компенсирующей направленности
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой; сохранение и развитие высокой чувствительности воспитанника к шумовому и музыкальному миру; развитие творческих способностей детей через самовыражение, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 4-х до 7-ми лет в группах компенсирующей направленности  в 2022-2023 учебном году.

Музыка, стимулирующая мозг.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней —
Не спугнуть бы нам его !

Музыка начинается там, где кончаются слова, она служит источником радости и вдохновения, облагораживает людей. В жизнь ребёнка музыка входит буквально со дня его рождения, он живо реагирует на окружающие звуки. Раннее приобщение к музыке создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности. В настоящее время педагогика переживает интересный период своего развития: разрабатываются новые оригинальные методики,  появляются новые программы. Развитие техники, компьютеризация, нестабильное социально-экономическое состояние в России вызывают недооценку и даже иногда пренебрежение вопросами эмоциональной жизни, что ведёт к нарушению основных принципов гармоничного воспитания детей, к их эстетической бесчувственности. Росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы. Только согласованное единство в функционировании этих двух систем (эмоциональной и интеллектуальной) может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы является  одной из важных приоритетных задач воспитания. Музыкальная эстетика должна научить ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться, от души смеяться. Мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой.  Неиссякаемым источником такой красоты является классическая музыка. Классическая музыка расширяет представление детей о чувствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. «Эмоции искусства»- суть умные эмоции. В этом их отличие от обыденных эмоций. Обыденные эмоции носят ярко выраженный либо отрицательный, либо положительный характер. Художественные эмоции всегда положительны, даже если они близки к наиболее отрицательным эмоциям. Самая глубокая печаль вызывает у слушателей положительные эмоции, но особого рода. Ярким примером может служить трагедия в искусстве. Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. Дети могут воспринимать музыку не только эмоционально, но и осознанно. Ученые-исследователи, в числе которых нейробиологи, психологи, терапевты, физики и т.д. пришли к выводу, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, лечебная музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее (в состоянии нервного напряжения) и тонизирующее (в состоянии пассивности, «апатии»)  действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Уже научно доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты классической музыки Моцарта стимулируют и перезагружают творческие и мотивационные области головного мозга. Знал ли сам Моцарт, еще при жизни ставший великим композитором, что он пишет не просто великолепные произведения, но и музыку стимулирующую мозг? Для того чтобы поддерживать эффект музыки Моцарта взрослым необходимо слушать ее ежедневно,  в то время как прослушивание произведений великого композитора оказывает на растущий мозг  ребенка устойчивое воздействие, улучшает интеллект, творческие, коммуникационные способности.

Музыка и здоровье

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.
Определенные ноты влияют на определенные органы:
звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре — на желчный пузырь и печень;
ми — на органы зрения и слуха;
фа — на мочеполовую систему;
соль — на функции сердца;
ля — легкие и почки;
си — на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).
Экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

Зачем развивать музыкальные способности детей?

Начинать музыкальное развитие ребёнка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию,  концентрируют внимание.
Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша   нет  настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое — за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым — математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. Развитию чувства ритма помогают детские музыкальные инструменты. Волшебный звон металлических пластинок металлофона,  колокольчиков и бубенцов завораживает, удары барабана, звон бубна вызывает радость, восторга у ребенка, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки.   Занятия на музыкальных инструментах принесут исключительно положительные эмоции вашему малышу, и музыка войдет в вашу жизнь с радостью. Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела, правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.
Музыка повышает чувство собственного достоинства. Когда дети понимают, что они могут обращаться с каким-либо музыкальным инструментом, громко петь песню, танцевать и т.д., они чувствуют гордость за себя непосредственно и за свои способности. Музыка помогает детям достигать своих целей. Желание ребенка освоить игру на каком-либо инструменте заставляет его быть сосредоточенным и четко следовать своей цели. Уже в таком раннем возрасте, они «запасаются» ценностями, которые могут помочь им стать успешными взрослыми.

Правила поведения родителей на детском празднике

Добро пожаловать на детский праздник к нам.
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех.
Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб  в детсад в урочный час не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно все выступления  снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
Бахилы натяните на ботинки,
Чтоб с улицы не приносить соринки.
А мамам ……. лучше туфли на высоких каблуках,
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

   «Вместе с родителями»

Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка — народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким.  Звучание произведений в записи безусловно нужно. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением — полюбившимся, знакомым и новым — должно вызывать радостные чувства.
Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки — песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок — потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке.

«Водичка,  водичка»
Водичка,  водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
****
«Расти, коса, до пояса»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

 Для развития ритма «Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
(можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

«Мы идем»
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем!
Прыгнем раз, да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем!
Укладывая куклу,  зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку:

Баю, баюшки–баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток!
Баю, баюшки-баю,
Под ракитовый кусток.
Баю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.
Ты закрой, закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.

1. Зашагали ножки — Топ, топ, топ!
Прямо по дорожке — Топ, топ, топ!
2. Ну-ка, веселее — Топ, топ, топ!
Вот как мы умеем — Топ, топ, топ!
3. Топают сапожки — Топ, топ, топ!
Это наши ножки — Топ, топ, топ (напевая, играть на барабане или ложках).

--