Система оценки качества образования Детский сад №15 Московского района г. Санкт-Петербурга

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутренней системы оценки качества образования, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
• системы должностного контроля (в соответствии с Положением о должностном контроле, программой контроля за образовательным процессом, циклограммой организации видов и форм контроля);
• мониторинга качества образования;
• мониторинга качества условий реализации ООП ДОУ;
• общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
• образовательная статистика;
• мониторинговые исследования;
• социологические опросы;
• отчеты педагогов;
• посещение педагогических мероприятий.

Целями системы оценки качества образования в ДОУ являются:
• формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
• получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
• предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
• принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
• прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.

Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ № 15 основывается на положениях:
— фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
— научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
— действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа осваивается в ГБДОУ д/с № 15 очно, через следующие формы организации деятельности ребенка:
— совместная деятельность педагога и ребенка;
— самостоятельная деятельность детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики группы, от опыта и творческого подхода педагога.
Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами ГБДОУ д/с № 15 форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Игра способствует  произвольному и волевому развитию ребенка.  Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник.
В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».  Игры  являются также  одной из форм реализации содержания областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Самостоятельными,   самоценными и универсальными  видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная,  музыкально-художественная, познавательно-исследовательская  и конструктивная деятельности, труд. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми,  наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.  Каждый из этих видов деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в воображаемой ситуации, то занимаясь указанными видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития. Так, познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др. Занимаясь продуктивной деятельностью, он приобретает различные умения и навыки, при этом также развивается его мышление. К продуктивной деятельности относится и детское творчество. Правильно организованная трудовая деятельность помимо приобретения жизненно необходимых умений и навыков способствует воспитанию у детей необходимых моральных и нравственных качеств: личностное, нравственное развитие ребенка происходит в результате получения им реального опыта переживаний в конкретной трудовой деятельности и в результате реального общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Личностное развитие ребенка в реальных жизненных ситуациях (трудовая деятельность, общение) приводит к появлению новых социальных мотивов, имеющих действенный характер, в отличие от знаемого характера социальных мотивов, появляющихся в игровой деятельности, а также на учебных занятиях. Чтение художественной и научно-популярной литературы является обязательным атрибутом детского развития, без которого страдает речевое, интеллектуальное, личностное развитие ребенка. Чтение художественной литературы является единственным источником развития у детей литературной речи. В связи с тем, что у дошкольников доминирующей функцией является память, а обучение носит непреднамеренный, непроизвольный характер, они без труда запоминают новые слова и речевые обороты. Чтение художественной литературы воспитывает чувство родного языка. Чтение художественной литературы также способствует развитию фантазии ребенка и его эстетическому воспитанию. Чтение научно-популярной литературы способствует расширению кругозора, формированию картины мира, развитию мышления.
Обучение и воспитание  осуществляется на русском языке и учитывает местонахождение ГБДОУ в пространстве Санкт-Петербурга, использует его историческую и культурную ценность для образовательных целей.

Важное место в воспитательно-образовательном процессе занимает взаимодействие с социальными партнерами ГБДОУ

--