Если ребенок идет впервые в детский сад Детский сад №15 Московского района г. Санкт-Петербурга

Если ребенок идет впервые в детский сад

31-08-2023

Если Ваш ребенок впервые начинает посещать наш детский сад с сентября 2023 года:
Прием детей с 01.09.2023 года с 9.00 до 15.00 в медицинском кабинете. При себе иметь:

  • результат анализа на яйца глист;
  • результат анализа на энтеробиоз. Обратите внимание, что это два разных анализа!
  • справку от педиатра;
  • медицинскую карту с записью из предыдущего детского сада.

Советы педагогов: Мы идем в детский садПоможем друг другу!

Правила для взрослых!

Правило №1 «Здравствуйте — до свидания!»

Мы уважаем друг друга, поэтому обязательно говорим всем «Здравствуйте». И обязательно желаем друг другу доброго вечера или говорим «До свидания!», потому что ждем не дождемся новых встреч!

Правило №2 «Мы не опаздываем!»

Приходить необходимо не позднее 8.45, если Вы малыша кормите завтраком дома. Если что-то сказать хотите воспитателю, то и еще пораньше. В 9 часов начинается образовательная деятельность.  Если вы опоздали, тихонько сами разденьте ребенка и проводите его в группу.

Правило №3 «Мы любим завтракать все вместе!

Подготовка к завтраку начинается в 8.20, завтрак длится 20-30 минут. Помните, что если вы опаздываете и не успеваете ребенка ни покормить дома, ни привести его вовремя к завтраку — малыш будет голодным и неспокойным! Вашему человечку придется терпеть до обеда. Начало дня очень важно, постарайтесь не опаздывать.

Правило №4 «Одежда очень важна!»

Одежда ребенка должна быть удобной, по сезону и такая, в которой ему (и воспитателю) «ничего не будет», если она, мягко говоря, испачкается.

В шкафу должны быть запасные вещи: трусики, колготки, сменный комплект одежды, если произойдет авария за приемом пищи. Должна быть спортивная одежда для физкультурных занятий: футболка и шорты, кроссовки или кеды, чешки для музыкальных занятий. Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать стирать пижаму и спортивную одежду, ну а про ежедневную смену одежды мы даже не упоминаем.

Правило №5 «Наши ножки заслуживают самого лучшего!»

Обувь должна быть по размеру, удобная, с зафиксированной пяткой, не сложная в процессе обувания.

Правило №6 «Из рук в руки!»

Ребенка родители (или лица, их заменяющие) «отдают» из рук в руки воспитателю или дежурному сотруднику. Никогда не оставляйте его у дверей сада или группы!

Правило №7 «Здоровье прежде всего!»

Самочувствие ребенка  по внешним признакам может определить воспитатель, и если его что-то смущает, то от диалога с медиком не отвертеться. Убедительная просьба быть предельно корректными с педагогами и медиками, поймите — нет никакой нашей заинтересованности, отправлять ребенка домой или к врачу. Но если «сопельки» и кашель Вас как маму не пугают, то у врача и у другой мамы может быть свое, отличное от Вашего, мнение.

Правило №8. «Мы предупредительны!»

В случае болезни ребенка вам необходимо поставить в известность воспитателя  о причине отсутствия. Как хорошо, что сейчас есть мобильные телефоны! Все что вам нужно — это просто позвонить воспитателю или написать в групповой чат и предупредить его о чем-то! Мы тоже очень волнуемся за наших малышей!

Правило №9 «Мы активны!»

Будьте активными родителями, участвуйте в жизни группы, не бойтесь спрашивать, высказывать свое мнение, рекомендовать что-то, главное – делать это корректно. И принимать обратную связь также: когда Вам советуют или рекомендуют.

Правило №10 «Похвала — это так приятно и совсем не трудно!»

Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребенка (рисунки, поделки), хвалить ребенка. Отмечать маленькие победы и открытия, радоваться вместе с педагогами и ребенком «мелочам» каждого дня.

Правило №11 «Есть вопрос- есть ответ!»

Если вас что- то волнует или тревожит, у вас есть какой — то вопрос- подойдите, пожалуйста, к воспитателю, руководителю детского сада. Мы будем рады вам помочь и вместе  обязательно найдем решение!

Правило №12 «Уважаем друг друга

Мы все — взрослые люди и конечно же понимаем, как важно найти общий язык. Тем более у нас с вами одна цель- сделать нашего маленького человечка счастливым и здоровым! Давай — те будем вежливы, уважительны и добры друг к другу!

Мы Вам рады и всегда открыты и готовы к диалогу!

Адаптация детей к условиям детского сада. Советы педагога-психолога.

С приходом в детский сад изменяется социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, и требует адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Термин «адаптация» означает приспособление. Различают биологическую и социальную адаптацию. Под биологической адаптацией понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения. Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании. Социальная адаптация — это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Он осваивает первые навыки общения с окружающими, у него формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок начинает осваивать нормы отношений между членами семьи, на основе которых формируются стереотипы поведения. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в детский сад. Он начинает активно контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется взрослыми, не членами семьи, по новым правилам и режиму, к нему предъявляются новые требования. Следовательно, ребенку необходимо быстро приспособиться к изменению окружающих условий, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения. Как протекает адаптация? Существуют значительные различия адаптационных возможностей у детей. Они особенно ярко проявляются в первоначальный период пребывания в детском коллективе. Период адаптации разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько позитивных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике.  Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно есть, пользоваться туалетом. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.
2. Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома.
3.На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки — это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
— в возрасте 2- 3 года — 2-3 недели,
— в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.
Что надо знать родителям детей 2-3 лет, впервые поступающих в детский сад? Затрудненная адаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались. Замечено, что более остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки. Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении. Психолог советует родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике.
Рекомендации психологов следующие:
1. Около недели — забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) 2.Около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку.
3.Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — 1-2 дня в неделю оставаться с ним дома.

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад? Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из двадцати-тридцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.

Надо сказать, что два года — самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно — он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели. Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку, быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду. Вам трудно в это поверить? Тем не менее, это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного — не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется, залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все-таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз порее испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

Почему же ребёнок плачет? И как лучше прощаться. Он плачет, потому что слезы — единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания.
— Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
— Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в магазин за покупками «, или «Я иду на работу печатать на компьютере»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, — полезное и приятное.
— Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
— Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будешь с воспитателем Анной Григорьевной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать».
— Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Как избежать сцен и манипуляций. Ребенок чувствует, что «сцены» портят его отношения с родителями. Победить «сцены» помогут «ритуалы». «Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
— на три минутки берет малыша на руки — целует и говорит, куда уходит и когда придет
— просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.)
— говорит «спасибо» и «пока-пока»
— если ребенок плачет — говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться — передает ребенка тому взрослому, с которым он остается — уходит. Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Фразы, которые ухудшают ситуацию.
— «Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?»;
— «Не пускаешь меня на работу — не будет денег тебе на новую машинку!»;
— «Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»;
— «Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»;
— «Если будешь так реветь — уйду от тебя и вообще не приду!». Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он — помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

Как пойти в садик и не заболеть? Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад «скрытым сопротивлением». Попросту — начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети «подхватывают» простуду друг от друга — лишь одна из причин. Но, прежде всего малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой… Наконец, очень часто именно перед походом в садик дети получают полный «комплект» прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма. Так что, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша. В детском саду воспитатели тщательно следят за тем, сухая ли одежда у малышей. Обычно, не смотря на переполненность группы, им удается проверить состояние одежек после прогулки и переодеть всех, кто в этом нуждается. Внимание! Не забывайте оставлять в садике полный комплект запасной одежды для малыша. Как защитить ребенка от простуд? Ну, конечно же, закалять! Обливаться, ходить босиком, не кутать, помнить, что, если вы мерзнете, это еще не означает, что ребенку тоже холодно. Для того чтобы здоровый образ жизни малыша был совсем уж совершенным, к водным процедурам и хождению босиком (и вообще отказу от перегрева!) добавьте гимнастику и, по возможности, массаж. Весь «оздоровительный комплекс» вы можете обсудить с детским врачом. А что же делать, если ребенок днем не спит? Есть, конечно, дети, которые уже лет с двух не нуждаются в дневном сне, но это большая редкость. Как правило, хотя бы до четырех лет, а то и больше, ребенку нужно днем спать хотя бы час-полтора. Если привычки спать днем у него до сих пор не было, можно поначалу просто укладывать его в кровать и читать ему книжку. Пусть не спит, но хотя бы полежит. Попробуйте предложить ему какие-то тихие занятия: можно дать ребенку в постель любимую мягкую игрушку или несколько книжек, которые он любит рассматривать. Самое важное сейчас — чтобы малыш постепенно усвоил сам факт, что после обеда наступает тихий час и что в это время нужно оставаться в кровати и вести себя очень тихо. Как научить ребенка одеваться? Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте — от двух до трех лет, — примите во внимание приведенные ниже советы.
— Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но — и это очень важно! — когда он по своей доброй воле берется за одежду и старается надеть ее сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
— Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
— Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше. — Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

Типичные ошибки родителей.

1. Самая распространенная ошибка — неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили — и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться, не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач — это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание, что только усугубляет ситуацию. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Что может привести, как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив — замкнутости, отрешенности, нервозности.

2.Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой. Сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом. Заранее предупреждать ребенка когда и кто его заберет домой. Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

3. Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад — это место, где не все так хорошо. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Для того, чтобы избежать этого психологи рекомендуют: если вы за 1-2 месяца до садика займетесь психологической подготовкой малыша, то многих проблем можно будет избежать.
1.Не проявляйте беспокойства по поводу предстоящего события и не жалейте малыша, как будто готовится что — то ужасное. Скажите, что он сможет пообщаться с другими детьми и завести друзей, что в саду много книжек и игрушек, прогулки, праздники, музыкальные и физкультурные занятия и.т.д. Тогда ребенок с радостью воспримет перемены.
2.Готовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми, посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочнице, на качелях, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
3.Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет. Расскажите также, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
4.В первые дни посещения садика оставляйте ребенка на 1 — 2 часа и забирайте домой перед дневным сном. Постепенно увеличивайте время пребывание в саду, за месяц он привыкнет, и будет ходить в садик с удовольствием.
5. Подберите одежду и обувь для садика, чтобы в ней было удобно, без сложных застежек: пуговицам, крючкам и шнуркам предпочтите липучки. Приготовьте запасной комплект одежды в пакете — мало ли что может случиться.
6.Дайте ребенку в садик его домашнюю игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто с ней играл, было ли ей весело.
7.Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая — нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. 8.Во время адаптационного периода ограничьте посещение парков, детских площадок и других массовых мероприятий. Из-за большого скопления людей ребенок устанет, почувствует себя разбитым. Что может привести к отказу от взаимодействия с новыми людьми.

Список литературы.
1.Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1993.
2.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1990.
4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.

--